А как здорово все начиналось шесть лет назад! Фейерверки, торжественные речи, клятвы в вечной дружбе между компаниями Автрокон и Mercedes-Benz... ГолАЗ был построен специально для сборки туристических "лайнеров" Mercedes О303: когда в Германии их сняли с производства, было решено передать все оборудование в нашу страну.
Сегодня о тех временах напоминают только выцветшие плакаты на двух языках — русском и немецком. Территория завода заставлена штабелями ящиков, в которых, так и не распакованное, лежит уникальное оборудование для окрасочного комплекса. Между потемневшими от времени ящиками бродят собаки... Кому сейчас нужен комплекс стоимостью 37 миллионов германских марок, рассчитанный на окраску пяти тысяч автобусов в год?
Увы, оказалось, что автобусы на шасси Mercedes — не только туристические, но и городские, с кузовом голицынской разработки — слишком дороги для нашей страны. Далеко не каждый город готов выложить около $150000 за автобус-соло и $200000 за "гармошку" — не говоря уже о лайнере О303, цена которого составляет минимум $240000.
Правда, у завода был и "звездный час", когда ГолАЗ по итогам тендера международного банка МБРР получил заказ на 160 сочлененных и 112 городских автобусов. Но и здесь что-то не срослось: Екатеринбург до сих пор ждет 90 машин, кузова для которых стоят рядами в цеху. Неудивительно, что сегодня германская сторона относится к ГолАЗу скептически: "Зачем нам нужен завод с огромными долгами, который за все время существования построил около 300 автобусов?"
Однако ГолАЗ жив и, похоже, умирать не собирается — прежде всего потому, что отсюда ежемесячно уходят в Германию кузовные запчасти на сумму DM150000—200000. Mercedes гарантирует поставку запчастей для снятых с производства моделей в течение 20 лет — и для О303 их, разумеется, делает ГолАЗ. Весь прошлый год завод прожил на запчастях, а в нынешнем апреле было введено внешнее управление. Эта экстренная мера уже помогла выжить таким заводам, как ЛиАЗ и УралАЗ; понемногу налаживаются дела и в Голицыно.
Сейчас есть заказ на 12 "лайнеров" (три из них уже готовы), еще один построен по заказу МЧС. Но самые большие надежды возлагаются на сотрудничество с ЗИЛом. Сначала ГолАЗ стал поставлять распашные "автобусные" двери для пассажирских Бычков, а теперь в гамме голицынских автобусов появилась модель на шасси грузовика ЗИЛ.
Кстати...
В отличие от автобусов на "газоновском" шасси, автобусы на базе больших грузовиков ЗИЛ до сих пор были непопулярны в нашей стране. Лишь несколько небольших заводов ставят на такое шасси "тупоносые" кузова вагонного типа — это, к примеру, среднеазиатский Худжанд и Металлист из города Стрый подо Львовом. Кроме того, в начале девяностых годов существовал опытный Икарус на агрегатах зиловского грузовика. А в прошлом году фирма Комтранс из подмосковного Орехово-Зуево начала строить автобус Рокада на шасси ЗИЛ-4331, но дальше нескольких экземпляров дело не пошло: из-за штучного изготовления Рокада оказалась в два раза дороже ПАЗа.
Идея создания "носатых" автобусов-ЗИЛов, чем-то похожих на американские школьные автобусы, родилась на самом ГолАЗе семь лет назад — в 1992 году. Тогда ГолАЗ получил два шасси ЗИЛ-133ГЯ. Один автобус завод построил сам (на нем и сейчас ездит Воскресенский театр кукол), кузов для другого делали в НАМИ. Эта вторая машина до сих пор стоит в Голицыно. Ее стараются никому не показывать...
В нынешнем году капотные автобусы на базе ЗИЛа одновременно с ГолАЗом начал строить и Курганский автобусный завод. Но в Кургане за основу берут удлиненное шасси ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 Новоуральского филиала ЗИЛа (УАмЗ) — с бензиновым мотором или уамзовским дизелем ЗИЛ-550. Кроме того, КАвЗ будет делать основной упор не на двухосную, а на трехосную вездеходную модель — что-то вроде комфортабельной вахтовки.
«ГолАЗ-4242»
Длина
9450 мм
Ширина
2500 мм
Высота
3160 мм
База
5570 мм
Полная масса
14 500 кг
Число мест для сидения:
межгород - 34 пригород - 24
Радиус разворота
12 м
Максимальная скорость
90 - 110 км/ч
Двигатель - ЯМЗ- 236А, дизельный, V-образный,
6-цилиндровый
Максимальная мощность
195 л.с. при 2100 об/мин.
Максимальный крутящий момент
176 Нм при 1500 об/мин.
Коробка передач 5-ступенчатая с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 передач
Тормозная система - барабанная на всех колесах, с раздельным приводом и 4-канальной системой АБС
Система отопления - жидкостная с независимым подогревателем, 4 салонными отопителями и одним передним отопителем. Мощность подогревателя - от 23 кВт
Емкость топливного бака
170 л
Шины
280 - 508Р (10R-20)
Кузов с каркасом из стальных прямоугольных труб и обшивкой из оцинкованной стали. Срок службы кузова не менее 12 л.
РЕСУРС ДВИГАТЕЛЯ АВТОБУСА СОСТАВЛЯЕТ НЕ МЕНЕЕ 450 000 км
из журнала Авто-Ревю N''9 1999 год
Отредактировано груЗИЛок (2013-05-04 13:02:46)