Контракт стоимостью более $1,5 млрд на сборку 1775 автомобилей LMV M65 был заключен в 2011 году. В сентябре 2012 года экс-министр обороны Анатолий Сердюков заявлял о возможном увеличении закупок до 3 тыс. машин и даже, по утверждению источников «Ъ» в военном ведомстве, отправил в правительство заявку с предложением увеличить объем закупок легких бронированных автомобилей.
На момент заключения контракта итальянские броневики выиграли соревнование у российского аналога «Рысь», который производит компания «Русские машины». По утверждению собеседников «Ъ» в военном ведомстве, в ходе испытаний были выявлены преимущества в виде лучшей минной защиты, защищенности экипажа. Выбирая итальянские броневики, российские закупщики апеллировали к опыту боевых действий в Ираке. Однако теперь военные говорят о том, что российские и итальянские машины испытывались в разных условиях: зарубежные образцы выводились на полигон в сухую погоду, русские броневики — в непогоду.
«Приобретя полторы тысячи бронемашин Iveco, ведомство приостановило контракт на их дальнейшую закупку. Больше мы их закупать не будем»,-- заявил господин Чиркин, пояснив, что семейства «Медведь», «Тигр» и «Волк» позволят создать легкобронированные автомобили, на которые можно будет устанавливать боевые модули.
На самом деле закупки итальянских броневиков еще какое-то время будут продолжены. На данный момент Минобороны получило 67 машин, собранных из итальянских машинокомплектов на площадке «Оборонсервиса» в Воронеже (с учетом первой партии из десяти машин, которые собирались и испытывались с участием инженеров КамАЗа). Всего Iveco в 2012-2013 годах должна была поставить 358 бронемашин. А весь контракт был рассчитан до 2015 года
Планировалось, что на подконтрольном «Оборонсервису» 172-м ЦАРЗе к 2015 году будет достигнута полная локализация по корпусу машины. Однако в декабре замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что с 2013 года бронемашины Iveco LMV M65 будут собирать на КамАЗе. По словам источника «Ъ», близкого к одному из акционеров, в конце прошлого года акционеры КамАЗа (49,9% акций принадлежит госкорпорации «Ростех») рекомендовали менеджменту предприятия вывести производство бронемашин в отдельное юридическое лицо: это значительно упростило бы взаимодействие с итальянцами
«Расторжение Минобороны контракта приведет к серьезным штрафным санкциям»,-- утверждает источник «Ъ», знакомый с деталями договоренностей с итальянской стороной. Именно поэтому, по данным «Ъ», военные намерены выполнить первый контракт на 1775 бронемашин в полном объеме: это позволит избежать уплаты штрафа.
Вчера же Владимир Чиркин заявил, что российские военные не будут закупать и итальянские колесные танки Centauro, испытания которых сейчас проходят на полигоне в Кубинке. «Это было все затеяно при прежнем руководстве Минобороны, и мы, сами понимаете, чтобы держать марку хорошего заказчика, по сути дела выполняем условия того договора,-- сказал главком.-- Я думаю, мы будем вынуждены культурно отказаться». По сведениям «Ъ», военные всерьез рассматривают возможность внедрения танков на колесной базе в войска: это позволит добиться экономии, так как расходы на ее эксплуатацию значительно меньше, чем на гусеничные аналоги (прежде всего за счет большего ресурса и меньшего расхода топлива). «В этом плане мы сейчас присмотримся к возможностям российских предприятий»,-- подчеркнул собеседник «Ъ».
«Закупка бронемашин Iveco наравне с вертолетоносцами Mistral была одним из самых одиозных решений времен Анатолия Сердюкова,-- говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко,-- уже закупленное количество итальянских бронемашин более чем достаточно для вооруженных сил».По данным mail.ru