Вот чего удалось найти на просторах инета...
Самосвалы на шасси КамАЗ
Если во времена СССР среди самосвалов автомобили марки КамАЗ занимали по объемам производства третью строчку, пропустив вперед только самосвалы на шасси среднетоннажных грузовиков ГАЗ и ЗИЛ, то сегодня в СНГ на шасси КамАЗов выпускается даже больше самосвалов, чем на шасси всех остальных грузовиков (включая импортные) вместе взятых! Но перед тем как перейти к рассказу о самих самосвалах, уделим немного внимания их базовым шасси, поскольку переход на нормы Евро-3 внес серьезные коррективы в структуру их модельного ряда. «Камазовцы» не стали доводить до нового экологического класса грузовики семейства «53215», поэтому теперь массогабаритные аналоги прежних шасси КамАЗ-53215 и КамАЗ-53229 сертифицированы как вариантные исполнения модели «65115», а полноприводного шасси «53228» с двускатной ошиновкой – как «65111» (габаритный аналог шасси КамАЗ-55111 присутствовал среди вариантов модели «65115» с самого начала). Наиболее легкое шасси с колесной формулой 6х4, соответствующее по грузоподъемности модели КамАЗ-53205, из новой линейки исключено вовсе. Вместе с тем, под комплектацию самосвальными установками более не используются шасси с самой короткой колесной базой (2840+1320 мм), хотя прежде именно на них приходился наибольший объем выпуска самосвалов. Что касается двигателей уровня Евро-3, то их на сегодняшний день на самосвалах можно встретить шесть вариантов, в том числе три марки КамАЗ (11,8-литровые мощностью 280, 320 и 360 л.с.) и три – Cummins (210, 285 и 350 л.с.). Агрегаты мощностью 210 л.с. устанавливаются только на среднетоннажники с колесной формулой 4х2, двигатели в 280 и 285 л.с. адресованы моделям «53605», «6540» и всем производным серии «6511», а остальные – только моделям тяжелой серии «6520». Кстати, все «камазовские» двигатели стандарта Euro-3 получили ТНВД и электронную систему управления производства фирмы Bosch. Вместе с тем машины с камазовскими двигателями уровня Евро-3 могут оснащаться не только «родными» коробками передач, но и ZF.
Сводная таблица самосвалов на шасси КамАЗ Автомастер Автоприцеп
-КамАЗ КМЗ Коммаш НефАЗ Чайка
-Сервис Штурман
Шасси «4308» (4х2) «45282» «4308»
Шасси «43253» (4х2) «43253»
Шасси «43255» (4х2) «35181» «43255» «43255»
Шасси «53605» (4х2) «53605»
Шасси «55111» (6х4) «45287» «55111»
Шасси «53205» (6х4) «3517»
Шасси «53215»
или «65115» 15 т (6х4) «4528-21»
«4528-31» «3517А» «45413» «45143» «45393»
Шасси «53229»
или «65115» 17 т (6х4) «4528»
«4528-01»
«4528-10»
«4528-20»
«4528-30» «45410»
«45411»
«45412» «65115»
«45142»
«45144»
«45145»
«45146»
«45147» «45390»
«45392»
«45395»
«45396»
Шасси «53505» (6х4) «53505»
Шасси «65117» (6х4) «3517В»
Шасси «6520» (6х4) «6551» «4538» «6537» «6520»
«6520-06» «65361»
Шасси «43118» (6х6) «45141»
Шасси «53228»
или «65111» (6х6) «4528-02»
«4528-12» «65111»
Шасси «6522» (6х6) «6522» «65362»
Шасси «65222» (6х6) «65222»
Шасси «6540» (8х4) «6540»
Шасси «65201» (8х4) «6551-01» «65201» «65360»
Наибольший вклад в дело «самосвализации» одной шестой части суши по-прежнему вносит Нефтекамский автозавод, являющийся дочерней структурой ОАО «КамАЗ». На сегодняшний день линейка КамАЗов с нефтекамскими самосвальными надстройками насчитывает 20 базовых моделей, предлагающихся в нескольких десятках комплектаций. Из них всего две модели – «45143» и «45144» (с прямобортными платформами с надставными бортами и боковой разгрузкой) – имеют сельскохозяйственное назначение. Принципиальная разница между ними заключается в грузоподъемности базового шасси.
Сельскохозяйственный самосвал КамАЗ-45143 с боковой разгрузкой.
Сельскохозяйственный самосвал КамАЗ-45144 с боковой разгрузкой.
Гамму строительных самосвалов открывает 7-тонная модель КамАЗ-43255 на одноименном двухосном шасси с двигателем Cummins, оснащенная 6-кубовой платформой с задней разгрузкой без подогрева.
«Городской» строительный самосвал КамАЗ-43255.
Другой двухосник – модель КамАЗ-53605 – унифицирован по ходовой части с более тяжелыми грузовиками серии «6520», а потому при сопоставимых габаритах имеет в 1,5 раза большую грузоподъемность – 11 т. Правда, для легальной эксплуатации на дорогах общего пользования (с нагрузкой на ось не более 13 т) в кузов можно грузить не более 7,2 т.
Строительный самосвал КамАЗ-53605 с надставными бортами.
Коммунальная дорожная машина на базе самосвала КамАЗ-53605.
Наибольшей же популярностью пользуется 14-тонник КамАЗ-65115 на шасси с колесной базой 3190+1320 мм, для которого предусмотрены сразу четыре типа платформ: ковшовая с задней разгрузкой (модель самосвальной установки «45147»), коробчатая с боковой разгрузкой («45145»), коробчатая с трехсторонней разгрузкой («45146»), а также новая ковшовая с полуовальным сечением основания. Интересно, что вместимость всех четырех платформ одинакова – 10 куб.м.
Строительный КамАЗ-65115 с самосвальной установкой модели «45147».
Строительный КамАЗ-65115 с перспективной платформой с полуовальным сечением основания.
Ковшовые платформы, рассчитанные на работу в строительстве, оснащены обогревом, в то время как универсальные кузова «45145» и «45146» обогрева не имеют. Навеска боковых бортов у коробчатых платформ – нижняя. Ранее под индексом КамАЗ-65115 выпускались самосвалы на шасси с более короткой колесной базой (2840+1320 мм), которые в разные годы оснащались ковшовыми платформами объемом от 8,5 до 11,5 куб.м (выпуск одного из них – с 10,5-кубовым кузовом – сохранен на шасси уровня Евро-2, об этом ниже).
Строительный КамАЗ-65115 с 10,5-кубовым кузовом, короткой колесной базой и двигателем Евро-2 для экспорта.
В небольшом количестве в продажу поступают полноприводные строительные самосвалы серий «45141» и «65111»: первый из них – 9,5-тонный с 6,8-кубовым кузовом – базируется на шасси КамАЗ-43118, второй – 14-тонный с 8,5-кубовым кузовом – на шасси КамАЗ-65111. Платформы обоих самосвалов имеют подогрев.
Строительный «полноприводник» КамАЗ-65111.
Интересно, что «45141» до сих пор вполне официально оснащается двигателем Евро-2 – по российскому законодательству, экологический класс моторов полноприводных грузовиков «двойного назначения» может «отставать» на один уровень от действующего в данный момент.
Полноприводный строительный самосвал КамАЗ-45141.
Также не получил широкого распространения строительный самосвал КамАЗ-6540. По концепции он представляет собой шасси КамАЗ-65115, дополненное второй управляемой передней осью, позволившей увеличить полезную нагрузку до 18,5 т. Машина комплектуется разгружающейся назад ковшовой платформой с обогревом или без вместимостью 11 куб.м.
Строительный самосвал КамАЗ-6540.
Остальные модели относятся к наиболее тяжелому семейству «6520». Под индексами КамАЗ-6520-60 и КамАЗ-6520-61 (отличие – в двигателе мощностью 360 и 320 л.с.) предлагаются несколько типов самосвалов на одноименных шасси, различающихся типом платформы. Одна из них – от самосвальной установки модели «6520-06» – универсального назначения: имеет коробчатую структуру, три открывающихся борта и не оборудована подогревом.
Универсальный самосвал КамАЗ-6520-06 с трехсторонней разгрузкой.
Остальные платформы (у самосвальной установки модели «6520») – ковшового типа, а соответственно имеют сугубо строительное назначение. Они выпускаются в трех вариантах по вместимости (12, 16 и 20 куб.м в зависимости от высоты бортов) и могут иметь обогрев.
Строительный КамАЗ-6520 с 12-кубовой платформой.
Строительный КамАЗ-6520 с 16-кубовой платформой.
Строительный КамАЗ-6520 с 20-кубовой платформой.
Самосвалы с такими же ковшовыми платформами выпускаются и на шасси КамАЗ-6520-19 с 350-сильным двигателем Cummins. Кроме того, 12-кубовая ковшовая платформа с обогревом монтируется на полноприводные шасси КамАЗ-6522 (с двускатной ошиновкой) и КамАЗ-65222 (с односкатной ошиновкой) с «родными» 320- и 360-сильными двигателями соответственно.
Полноприводный строительный самосвал КамАЗ-6522.
КамАЗ-6522 на односкатных широкопрофильных шинах, дооборудованный челнинской компанией «РИАТ».
Полноприводный строительный самосвал КамАЗ-65222 с односкатной ошиновкой.
Вершина модельного ряда нефтекамских самосвалов – четырехосники на шасси КамАЗ-65201-60 с 360-сильным двигателем и одноименными самосвальными установками с подогреваемыми ковшовыми платформами емкостью 16 или 20 куб.м.
Строительный самосвал КамАЗ-65201.
Особняком можно отметить 13-тонный строительный самосвал КамАЗ-53505 «Мустанг»: он имеет сугубо армейское предназначение, а потому оснащается «неэкологичным» двигателем модели «740.30-260» (Евро-2) и платформой довольно скромной вместимости (6,6 куб.м при колесной базе 3690+1320 мм), исключающей возможность перегрузки машины. Характерная черта армейских самосвалов – вынесенный вперед бампер и перенесенные на кабину по образцу старых КамАЗов фары. Кстати, НефАЗом выпускаются и «гражданские» самосвалы на шасси с такой же колесной базой и с такой же платформой – правда, они являются лишь «полуфабрикатами» и предназначены для поставки производителям коммунальной техники.
Нефтекамский самосвал-«полуфабрикат» на шасси КамАЗ-65115, который впоследствии станет коммунальной дорожной машиной. Такая же низкобортная платформа устанавливается и на армейский самосвал КамАЗ-53505.
Для поставок на экспорт производятся модификации нефтекамских самосвалов с двигателями уровня Евро-2, причем в их число входят и более не представленные на отечественном рынке модели КамАЗ-55111 (13-тонный строительный с 6,6-кубовым ковшовым кузовом на одноименном шасси) и КамАЗ-45142 (13,5-тонный универсальный с 11-кубовой коробчатой платформой с трехсторонней разгрузкой на шасси КамАЗ-53229).
Производство КамАЗ-55111 сохранено только в версии Евро-2 для экспортных рынков.
Универсальный самосвал КамАЗ-45142 с трехсторонней разгрузкой.
Кроме того, НефАЗ продолжает выпуск в запчасти самосвальной установки для 7-тонного сельскохозяйственного самосвала КамАЗ-55102.
Ставропольское ОАО «Автоприцеп-КамАЗ», также являющееся дочерней структурой Камского автозавода, с недавнего времени включило в свой ассортимент самосвальные установки и бортовые кузова для шасси КамАЗ. Пока завод успел «отметиться» четырьмя различающимися объемом моделями самосвалов сельскохозяйственного назначения с коробчатыми платформами с боковой разгрузкой. Для всех них предусмотрена возможность установки надставных бортов и тента. Индексы ставропольских самосвалов начинаются с цифр 3517 (на шасси КамАЗ-53205, КамАЗ-53215, КамАЗ-65117) или 4538 (на шасси КамАЗ-6520-072-06).
Самосвал «3517А».
Самосвал «3517В».
Самосвал «4538».
Крупнейший в стране «альтернативный» производитель самосвальных надстроек для шасси КамАЗ – это, безусловно, компания «Автомастер» из Набережных Челнов. В ее программе присутствуют четыре типа самосвальных кузовов: коробчатые под заднюю, боковую и трехстороннюю разгрузку, а также с полуовальным сечением основания под заднюю разгрузку. Самосвалы с коробчатыми кузовами под заднюю разгрузку выпускаются в 4 основных исполнениях: «4528» (шасси КамАЗ-65115 6х4, база 3190+1320 мм), «4528-02» (шасси КамАЗ-65111 6х6, база 3340+1320 мм), «6551» (шасси КамАЗ-6520 6х4, база 3600+1440 мм) и «6551-01» (шасси КамАЗ-65201 8х4).
Строительный самосвал «6551».
При этом на первые две модели устанавливаются 12-кубовые платформы с обогреваемым днищем, а на третью и четвертую – платформы с обогревом днища, передней стенки и задних стоек вместимостью 19 и 21 куб.м. Кроме того, кузова самосвалов «4528» и «6551-01» в качестве опции могут оснащаться съемными надставными бортами, позволяющими увеличить их объем до 20 и 29 куб.м соответственно.
Строительный самосвал «4528» с задней разгрузкой.
Гамма самосвалов с боковой разгрузкой состоит из 4 моделей: строительных «4528-20» и «4528-21» (шасси КамАЗ-65115 с базой 3190+1320 мм), а также универсальных «4528-30» и «4528-31» (шасси КамАЗ-65115 с базой 3690+1320 мм). Их принципиальная разница – в конструкции платформы: у строительных моделей боковые борта выполнены двухсекционными, причем закрытие нижних секций осуществляется при помощи гидроцилиндров, а у универсальных моделей боковые борта односекционные с верхней навеской. Кроме того, у универсальных самосвалов задний борт выполнен не стационарным, а открывающимся (навеска – нижняя).
Универсальный самосвал «4528-20» с 11-кубовым кузовом.
Самосвалы с трехсторонней разгрузкой выпускаются в двух модификациях – «4528-10» и «4528-12»: обе оснащаются 11-кубовыми платформами с верхней навеской бортов, но первая модель базируется на «дорожном» шасси КамАЗ-65115, а вторая – на полноприводном КамАЗ-65111.
Универсальный самосвал «4528-10» с 11-кубовым кузовом.
Для самосвала «4528-10» предусмотрены варианты платформы с увеличенной высотой бортов (вместимость 15 куб.м), а также с надставными бортами (24,8-кубовая сельхозверсия).
Универсальный самосвал «4528-10» с 15-кубовым кузовом.
Что касается «автомастеровского» кузова с полуовальным сечением основания, то сейчас он предлагается лишь в одном исполнении (вместимость 12 куб.м, обогрев днища и половины боковых стенок, а также тент с раздвижным каркасом – в базовой комплектации), предназначенном для монтажа на шасси КамАЗ-65115. Строительный самосвал с такой платформой называется «4528-01». Ранее «полуовальник» выпускался и на шасси КамАЗ-55111 (модель такого самосвала – «45287»).
Мценский завод коммунального машиностроения (Коммаш) до недавнего времени предлагал две версии строительных самосвалов на камских шасси. «Маленькая» модель «35181» на базе КамАЗ-43253 оснащалась коробчатой платформой со скошенными нижними гранями стационарных боковых бортов. Ее задний борт мог открываться как на верхних, так и на нижних (для разгрузки без опрокидывания кузова) петлях.
Самосвал «35181».
Точно такую же платформу завод устанавливал еще и на шасси МАЗ-4380, а аналогичную по конструкции, но укороченную – на шасси АМУР серии «53131» (ЗИЛ-130). «Большая» модель «6537» базировалась уже на тяжелом шасси КамАЗ-6520. Ее платформа («подсмотренная», кстати, у фирмы Hyva) выполнялась коробчатой с задним бортом, открывающимся на верхних петлях, а подогрев днища входил в базовую комплектацию, в отличие от платформы самосвала «35181».
Самосвал «6537».
В настоящее время такие же платформы мценский завод «Коммаш» монтирует на турецкие шасси Ford Cargo и китайские FAW.
Все большее распространение получают КамАЗы с самосвальными установками производства оренбургского ООО «ТПО “Штурман”» (КамАЗ-Центрсервис). Всю их линейку можно условно разделить на два семейства. Первое из них составляют модели «45390» и «45393» с боковой разгрузкой, а также «45392» и «45395» с трехсторонней, каждая из которых выпускается в нескольких вариантах исполнения – с дневной кабиной либо со спальным местом и укороченной платформой, с высокими или низкими бортами и т.д.
«Сельхозник» «45393В» с самосвальным прицепом «857800».
Универсальный самосвал «45392D» с 15-кубовой платформой.
Общая черта всех этих самосвалов – кузова коробчатого типа, откидные борта которых могут быть как односекционными с верхней навеской (у «45392» и «45395»), так и двухсекционными с верхней и нижней навеской (при этом нижние борта гидрофицированы). В качестве шасси используются модели КамАЗ-53215 (для «45393»), КамАЗ-53229 (для «45390» и «45392») или КамАЗ-65115 (для «45395»).
Универсальный самосвал «45390А» со спальной кабиной.
Универсальный самосвал «45395А» и прицеп «857800».
Модели со спальными кабинами имеют на шестой позиции индекса букву «А», модели с кузовами увеличенного объема – букву «В». К этому же семейству можно отнести и сельскохозяйственный самосвал с трехсторонней разгрузкой на двухосном шасси КамАЗ-43255, представленный «Штурманом» на выставке «Золотая осень – 2007».
Сельскохозяйственный самосвал на шасси КамАЗ-43255.
Второе семейство включает в себя строительные самосвалы с полуовальными кузовами ковшового типа, имеющими обогрев днища и боковых бортов на четверть высоты. Все они имеют заднюю разгрузку и задний открывающийся борт с верхней навеской. В их основе могут лежать не только трехосные шасси моделей КамАЗ-65115 (для «45396»), КамАЗ-6520 (для «65361»), КамАЗ-6522 (для «65362»), но и четырехосные КамАЗ-65201 (для «65360»). Модель «65362» предлагается также в исполнении без заднего борта.
Строительный самосвал «45396».
Строительный самосвал «65362» в экспозиции СТТ-2008.
Строительный самосвал «65360» с 17,5-кубовым кузовом.
Строительный самосвал «65360» с 22-кубовым кузовом.
Нижегородская компания «Чайка-Сервис» предлагает две модели с универсальными бортовыми платформами и грейферами для самопогрузки на шасси КамАЗ-4308 и КамАЗ-43253. Кузов первого самосвала может разгружаться только на боковые стороны, а второго – на все три.
Самосвал автозавода «Чайка-Сервис» на шасси КамАЗ-4308.
Самосвал автозавода «Чайка-Сервис» на шасси КамАЗ-43253.
ЗАО «Камский машиностроительный завод» в данный момент приостановило выпуск самосвалов на шасси КамАЗ, однако они регулярно встречаются на вторичном рынке, да и руководство предприятия не исключает возможности скорого возобновления их производства. Гамма самосвалов КМЗ состояла из четырех модификаций: универсальных «45410» с боковой разгрузкой, «45413» с боковой разгрузкой и «45412» с трехсторонней разгрузкой, а также строительной «45411» с задней разгрузкой. Платформа самосвала «45411» – полуовального сечения, у всех остальных – прямобортная, причем для самосвалов «45410», «45411» и «45413» предлагалось по три варианта высоты бортов. Боковые борта версий «45410», «45412» и «45413» выполнены двухсекционными и оснащены гидроцилиндрами для закрытия нижних створок.
Самосвал «45410» с 19-кубовым кузовом и самосвальный прицеп «8568» производства ЗАО «КМЗ».
Самосвал «45411» с 14,5-кубовым кузовом полуовального сечения.
Самосвал «45412» с трехсторонней разгрузкой.
Самосвальный автопоезд «45413» + «8568».
Упомянутые в нашем обзоре компании – это далеко не полный перечень производителей самосвалов на «камазовских» шасси. В прежние годы на этой ниве отметился еще добрый десяток предприятий. Например, в 1990-х – после того, как НефАЗ «изменил» своему традиционному партнеру КамАЗу с ЗИЛом, освоив выпуск строительного самосвала ЗИЛ-4514 с кузовом от КамАЗ-55111 – на свет появился аналогичный гибрид из шасси КамАЗ-55111 и самосвальной установки от ЗИЛ-ММЗ-4520. Такой самосвал получил индекс КамАЗ-ММЗ-4515 и даже пошел в серию, но столь широкого распространения, как ЗИЛ-4514, не получил.
КамАЗ-ММЗ-4515 с кузовом от ЗИЛ-ММЗ-4520 (со скошенными нижними углами боковых бортов).
Практически точные копии нефтекамских строительных самосвалов КамАЗ-55111 и ЗИЛ-4514 выпускал Пушкинский машиностроительный завод из Санкт-Петербурга. Свою версию универсального самосвала с боковой разгрузкой делал подмосковный завод «Давыдовосельмаш». Выпуском оригинальных самосвальных кузовов с задней разгрузкой для шасси КамАЗ-55111, КамАЗ-65115 и КамАЗ-53228 отметилась и челябинская компания «Фирма “Веста-М”». В ее портфолио присутствовали 7,5-кубовая ковшовая платформа с прямым днищем, выдвижными стойками в боковых бортах и опционным подогревом, а также 14-кубовая прямобортная платформа с механизмом принудительного открывания заднего борта.
В 1990-х на НефАЗе под индексом «4510» выпускался полноприводный вариант сельскохозяйственного самосвала на шасси КамАЗ-43105. Его платформа с боковой разгрузкой была целиком позаимствована у самосвала КамАЗ-55102, одинаковой была и грузоподъемность обоих «сельхозников» - 7 т. В сегодняшней линейке предприятия аналог модели «4510» отсутствует.
Самосвал КамАЗ-4510.
В самом начале 1990-х полный привод примерил и строительный самосвал КамАЗ-55111 – в таком исполнении он получил обозначение «5512». Правда, в серию он пошел значительно позже (в 1999-м), да и то в модифицированном виде и под совсем другим индексом – «65111».
Самосвал КамАЗ-5512.
Один из самых малоизвестных КамАЗов-самосвалов – опытный 10-тонник модели «5525» с оригинальной нефтекамской платформой из семейства КамАЗ-5325. Существовали и варианты КамАЗ-5525 с кузовом, унифицированным со стандартным самосвалом КамАЗ-55111.
Самосвал КамАЗ-5525.