Давайте немног поговорим об этом:
Слово "tuning", в переводе с английского, означает "настройка", "регулировка".
Доводка узлов и агрегатов до требуемого уровня, желания клиента.
"Тюнинг" — слово не новое, как для человека связанного с автомобилями, так и для постороннего человека. "Тюнинг" сегодня определен как "работы, которые улучшают внутренние или внешние показатели автомобиля". В современном мире это является движением очень активным и перспективным: авто-выставки и телепередачи, да и простые мимо проезжающие небывалые модели привлекают внимание. Но так ли всё просто? Тюнинг, как хобби, распространяется всё больше на постсоветском пространстве и во всем мире, принимая неожиданные формы и проявления.
Первыми под тюнинг стали попадать легковые авто со спортивными инициативами и направлениями, хозяева которых самостоятельно или под заказ решали переделать автомобиль под себя, тем самым самовыразиться и привлечь к себе внимание. Автомобиль давно уже стал не только средством передвижения, и тюнинг в очередной раз это подтвердил.
После легкового автотранспорта интерес к тюнингу перешёл и на тяжеловесный автопром, что стало логичным его развитием. Многие водители в грузовике проводят больше времени, чем дома и понятно их стремление максимально подстроить его под себя. Тюнинг грузовика, так как и легковой машины, заключается, как во внешнем преобразовании, так и во внутренних усовершенствованиях (смене двигателя, коробки, моста, увеличения кабины). Конечно, внутреннему тюнингу, силовые агрегаты грузовых автомобилей не поддаются. Существенную прибавку в мощности дизельного двигателя получить не удастся. Зато для внешнего тюнинга грузовики подходят просто шикарно.
Большая поверхность кузова грузовика — огромный простор для фантазии владельца. На фургоны наносятся очень сложные аэрографические рисунки, с целью придать машине больше своеобразия. Но нанесение рисунка к тюнингу можно отнести условно. Наиболее распространенными компонентами для тюнинга, являются металлизированные и хромированные накладки на переднюю часть кабины, бампера, козырьки, лестницы, спойлеры, зеркала, а также оптика. Накладками на кабину можно покрыть всю переднюю и угловые части. Помимо эстетических свойств, такие части меньше стандартных подвержены воздействиям окружающей среды. Для удобства доступа на крышу грузовика к размещенному на ней багажнику, для упрощения мойки применяются различные «лестницы». Производители частей для усовершенствования выпускают и аксессуары для размещения их в салоне. В эту группу входят: аудио и видеотехника, холодильники, матрацы и одеяла с электроподогревом, а также отделка панели, например "под дерево" (представьте себе это сами!). Насчитывается огромное количество несущественных мелких аксессуаров. В широком ассортименте предлагаются габаритные огни разных цветов и задняя оптика.
Таким образом, тюнинг автомобиля можно разделить на 3 вида: малый, средний и высокий.
1. Его малая разновидность заключается в производстве обтекателей, порогов, дополнительных задних крыльев, спойлеров, обеспечивающих прижатие автомобилей к дороге; молдингов; радиаторных решеток; чехлов-решеток на указатели поворота, фонарей и фар, увеличение числа последних; нанесение маскировочной окраски кузова под окружающю среду и художественная роспись пейзажами; нанесение рекламы; эксклюзивное тонирование стенок, установка музыкальной сигнализации, особых аудио-, видеосистем; специальных противоугонных систем.
2. Средний тюнинг — это улучшение внешнего вида салона, установка дополнительных агрегатов, усиливающих динамические качества автомобиля (турбонаддув, нагнетатель с механическим приводом для подачи воздуха в цилиндры двигателя под давлением, система непосредственного впрыска топлива во впускной трубопровод, спортивные впускные и выпускные трубопроводы пониженного сопротивления и др), нейтрализатор токсичных выпускных газов, дисковые тормозные механизмы на всех колесах, системы климат-контроля, широкие шины и системы подкачки камер.
3. Высокое тюнингование включает в себя работы малого, среднего уровня, а также процедуры, связанные с улучшением управляемости, совершенствованием подвески автомобиля, делающей ее более жесткой.
Все указанные выше технические решения могут с успехом быть выполнены фирмами, занимающимися тюнингом для отечественных грузовых автомобилей. Примером может служить подготовка автомобилей КамАЗ к ралли "Париж-Дакар" и другим спортивным соревнованиям грузовых автомобилей, проводимым в условиях тяжелого бездорожья.
Тюнингом занимаются как владельцы транспортного средства, так и сами производители которые используют их для увеличения интереса к собственной марке на различных презентациях, автовыставках.
ГАЗ удостоился диплома победителя ГРАН-ПРИ в номинации "Специальный приз выставки "Мотор-шоу-2004" за оригинальный дизайн и концепцию автомобиля ГАЗ-3309 с VIP-тюнингом, занявшим II место. Автофургон среднего тоннажа ГАЗ-3309 имеет увеличенную колесную базу, более просторную и комфортабельную кабину с двумя спальными местами, оригинальный экстерьер с большим количеством хромированных деталей.
Большой популярностью тюнинг пользуется и за рубежом. Мировые компании производители на выставках кроме своих новинок, также представляют тюнинг-версии давно известных моделей.
Наибольший резонанс приносил показ транспортных средтсв ISUZU на одной из крупных выставок в Японии: почти полное хромирование всей поверхности грузовика, а также установка всевозможных декоративных приспособлений не могло остаться незамеченным. В этом примере просматривается национальная особенность тюнинга, называющаяся ДЕКОТОРА.
Декотора – это сокращение от Decoration Truck (художественный тюнинг грузовиков).
Яркие и потрясающие своим оформлением грузовики получили наибольшее распространение в Японии и стали настоящим символом этой страны.
1. Декотора – это хобби и стиль жизни особой касты водителей грузовиков. Прямо по улицам городов и по трассам разъезжают красочно разрисованные грузовики со всевозможными подсветками, необычными декоративными деталями.
2. Водители – приверженцы стиля Декотора, не скупятся на различные навороты. Особой популярностью для украшения грузовиков пользуются ультрафиолетовые огни, неон, краски с золотистыми оттенками, дополнительные фары и хромированные детали (накладки, трубы, панели и т.д).
3. «Украшать» грузовики в Японии стали в 1970-ых на северо-востоке страны. В эти годы было довольно сложно достать оригинальные детали для грузовиков, и дальнобойщики придумали использовать детали от экскурсионных автобусов и военного транспорта США. В свой внешний вид водители также старались привнести оригинальность и хорошо выделялись из толпы.
4. Власти страны какое-то время пытались бороться против нестандартных грузовиков, но все оказалось тщетно, и пришлось просто установить некоторые ограничения на их параметры.
5. В последнее время стиль Декотора снова получил большое распространение в Японии. А тем, кто переусердствовал с украшением грузовика, просто запрещают ездить по улицам и они показывают свои творения только на выставках.
6. Пик популярности стиля Декотора пришелся на период после 1975 года, когда вышел фильм кинорежиссера Тораку Яро Shōnen (Дальнобойщик). Главный герой в фильме пересекает Японию на грузовике с вызывающе-ярким дизайном. Фильм мел шумный успех и среди старшего поколения и среди молодежи. У стиля Детекора появилось много последователей.
7. В 90-ых годах стало популярно использовать для украшения грузовика аниме-сюжеты, японские мотивы, близкие к современному искусству рисунки и создавать картины в стиле ретро.
8. Несмотря на большую привлекательность разукрашенных грузовиков в любое время суток, водители никогда не размещают на них рекламу или политическую пропаганду.
9. Количество и разнообразие дизайнерских решений зависит от индивидуальных предпочтений владельца грузовика – лишь бы после установки всех элементов художественного тюнинга грузовик по размерам и весу проходил инспекционный контроль и помещался одной полосе дороги.
10. Стандартно, приверженцы Декотора устанавливают в грузовике рацию, а свои позывные помещают в разукрашенную рамочку и кладут под стекло. Собственную внешность дальнобойщики тоже приводят в эксклюзивный вид: на голове организуют умопомрачительную прическу, надевают на шею полотенце, а на ноги — белые носки, носят затемненные очки и золотые цепи. Очень любят применять диалектизмы.
11. В общем, можно сказать, что водители дизайнерских грузовиков выделись в особую социальную группу общества.
12. Чтобы себя показать, да на других посмотреть, уже больше 30 лет дальнобойщики-дизайнеры собираются на автомобильных шоу, организуют клубы и сообщества. В Японии даже выпускаются специальные журналы для фанатов Декотора: «Грузовик» (издательство Geibunsha) и «Король грузовика» (издательство Eiwa Publishing).
13. Стиль Декотора настолько популярен в Японии, что порой подобным образом оформляют не только грузовые машины, но и другие крупные автомобили — например, этот туристический автобус тоже тюнинговали а-ля Декотора.
Япония – это, конечно хорошо, но давайте переместимся в Пакистан.
В Пакистане, например, к грузовикам отношение не сравнить с нашим. У них существует целый культ грузовиков. И, несмотря на то, что правил дорожного движения там никто не знает и не соблюдает, грузовики там очень уважают. На любой дороге учтиво пропускают, они всегда правы. Ведь в этих регионах все перевозки осуществляются только на грузовиках. А они везут еду, воду и другие товары, а от этого зависят жизни людей. Может из-за этого они и пользуются таким уважением. А сами водители их боготворят, ведь для многих из них это единственный кусок хлеба, единственный кормилец. Если ты имеешь свой грузовик, ты почти король, уважаемый человек. А в азиатских странах такое отношение в любом деле обычно перерастает в культ.
Вот и украшают Пакистанские дальнобойщики свои грузовики росписями, чеканками, разными бантиками и прочими финтифлюшками. Любой из них можно смело в музей изобразительного искусства ставить на показ. Существуют в Пакистане целые ателье, которые занимаются вот таким азиатским тюнингом. Художники конечно у них там толковые работают. Им бы картины рисовать. Но они тоже покланяются культу грузовиков, и предпочитают рисовать не на холсте, а на вот таких высоченных бортах.
Стоит заметить что вы не найдете двух похожих грузовиков. Каждый из них уникален. А водители очень ревниво относятся, если, например, грузовик коллеги привлекает больше внимания, или кто-то его похвалил. И это понятно, ведь на такой тюнинг приходится потратить по самым скромным меркам не менее 5000 долларов. Деньги для Пакистана как и для всего региона в целом более чем приличные. Сам старенький грузовичек стоит намного меньше.
Вот и пылят по пакистанским дорогам такие дворцы на колесах. Если водитель грузовика — король дороги, то и сидеть он должен где? Правильно во дворце. А как же иначе, они ведь очень уважаемые люди.
Другую эстетику, более подходящую для Южной Америки, предлагает компания Freightliner Trucks для своей модели.
Широкие возможности предоставляются для тюнинга грузовых автомобилей при использовании глобальной сети Интернет. С ее помощью можно приобретать агрегаты не только у зарубежных фирм-изготовителей автомобилей, но и у их поставщиков, занимающихся разработкой отдельных агрегатов, которые достаточно быстро могут быть доставлены к месту назначения их дилерами.
Новым мощным витком для развития тюнинговых услуг будет созданию предприятий по грузовому тюнингу. Которые будут не только эстетически, но и функционально модернизировать транспортное средство, способствовать улучшению экономических и технических показателей. Пока появление подобных фирм явления единичные, из-за нестабильного финансового состояния отечественных заводов-изготовителей, а также самих пользователей автотранспортом. Все технические решения, связанные с производством малого, среднего и высокого тюнинга, а также его видов, или перенесение идей с легкового автотранспорта на грузовой способен дать определенный экономический эффект. Если удастся создать в каждой фирме и организации производства тюнинга грузовых автомобилей эффективную систему управления качеством и принимать верные технические решения по "обустройству" интерьера и экстерьера базовых автомобилей, то будет обеспечена экономическая эффективность автопрома, которые могут стать рычагом развития многих отраслей промышленности, как это произошло в Германии и Японии.
Вся информация взята из глобальной сети.
У кого есть чего добавить,милости прошу...